Главная --- Возможные пути коррекции --- Характеристика степеней поражения потомства алкоголиков

Характеристика степеней поражения потомства алкоголиков

Характеристика степеней поражения потомства алкоголиков

Медицинская помощь не дает эффекта при тяжелых степенях поражения потомства алкоголиков. Хирургически можно устранить некоторые морфологические, анатомические дефекты. Неврологически — улучшить двигательные функции, облегчить в меру возможностей созревание функций, отстающих в развитии. Психиатрически — восстановить равновесное эмоциональное состояние, снять психомоторное возбуждение. Все это в значительной степени упорядочивает поведение ребенка, облегчает уход за ним и обучение самообслуживанию, простым навыкам, в том числе трудовым. Однако больной с тяжелыми расстройствами физического и психического здоровья остается в течение своей жизни на социальном обеспечении.

При средней степени поражения медицинская и педагогическая помощь, при условии раннего начала, достаточно эффективны. Но необходимы оба вида воздействия, так как одни педагогические усилия нерезультативны. Ребенок должен постоянно получать лечение и находиться под врачебным наблюдением. При такой усиленной помощи он может получить среднее профессиональное образование, стать полезным членом общества.

При легкой степени поражения на первый план выступает необходимость педагогического воздействия. Потребность в медицинской помощи возникает периодически, при декомпенсации психофизического состояния. Иногда, при благоприятных условиях, щадящей обстановке нужды в медицинском вмешательстве не возникает.

Однако соблюдение щадящего режима, тщательное поддержание здоровья (прежде всего психического) обязательны таким людям в течение всей их жизни. Психическое здоровье потомства алкоголиков страдает в большей мере, нежели здоровье физическое, из-за того, что алкоголь прежде всего поражает нервную (мозговую) деятельность и самого пьющего, и рожденных им детей. Психическое здоровье — условие здоровья физического. Люди скорее и чаще замечают телесное нездоровье, нежели психическую недостаточность, психическую слабость. Обычно психические нарушения трактуются как пороки характера. Например, вспыльчивость, злобность нередко бывают симптомами органического поражения мозга (существует много форм такого поражения), лень, безыници¬ативность — симптомами астении, депрессии, конфликтность — психопатии. Разумеется, среда, окружающие (семья, педагоги) должны корригировать неправильное поведение. Но во многих подобных случаях более результативной будет помощь медицинская.

Важная роль психического здоровья показана во многих исследованиях. Так, английский ученый G. Vaillar (1979) спустя 30 лет обследовал 185 мужчин, психическое здоровье которых оценивалось в годы их студенчества. Из тех 59 человек, которые имели хорошее психическое здоровье, ко времени повторного обследования умерло 2. При слабом психическом здоровье из 48 человек тяжело заболели и умерли 18. Таким образом, хорошее психическое здоровье замедляет начало физических расстройств.

Между вышеизложенными данными о биохимических, морфологических изменениях эмбриона и плода под влиянием алкоголя и теми трудностями, которые ожидают педагогов в работе с детьми из алкогольных семей, нельзя, разумеется, проводить прямую связь. Нарушение формирования тканей и их функций, нарушение взаимодействия систем организма приводит к рождению слабого, с пороками или отставанием в развитии, ребенка. Очень часто это положение осложняется неблагоприятной ситуацией в семье. Болезненный физически и психически ребенок с трудом переносит (или не переносит и погибает) внешнесредовые нагрузки. То, что может здоровый ребенок, от больного — требует усилий.

Психическая слабость проявляется не только в малой выносливости к психическим нагрузкам. Психическое здоровье — состояние гармоничных отношений индивида с самим собой и обществом, средой и способность испытывать чувство довольства от жизни. Из содержания этого раздела следует, в частности, что такой критерий психического здоровья, как гармоничное отношение со средой, у детей из алкогольных семей отсутствует. Отношение со средой — это и взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, с педагогами. Поэтому то, что не может больной ребенок, должны возместить ему встречным движением здоровые взрослые. Чем меньше ребенок получает в семье, тем больше он нуждается в нашем участии. Не только лечение, но и любовь, и забота, и помощь — все это повысит уровень его психического здоровья — гармоничные отношения с самим собой и обществом, чувство довольства от жизни. В такой работе с больными детьми гуманный долг каждого человека, а для врачей и учителей — и профессиональный.

Таким образом, у ребенка, испытавшего действие алкоголя во внутриутробном периоде развития, наблюдаются серьезные расстройства физического и психического здоровья. Эти расстройства могут усугубиться, если после рождения он попадает в алкогольную среду.

Главная --- Возможные пути коррекции --- Характеристика степеней поражения потомства алкоголиков

Проблемы алкоголизма

Рубрики: