Главная --- Характеристика психических отклонений у детей --- Синдром малой мозговой недостаточности

Синдром малой мозговой недостаточности

Синдром малой мозговой недостаточности

Успеваемость детей с синдромом малой мозговой недостаточности плохая. В младших классах — за счет неспособности к последовательным действиям, концентрации внимания. Они постоянно теряют необходимые для занятий предметы, плохо и грязно пишут в тетрадях (вследствие недостаточности координации тонких движений), не могут высидеть спокойно урок до конца, мешают другим детям. Часто злобны, очень агрессивны. Получают удовольствие, обидев сверстника, им нравится причинять боль. В драках агрессия проявляется древним, архаическим способом: кусаются, плюются.

По мере роста возбудимость снижается, в том числе эмоциональная. Агрессия приобретает целенаправленный, а не, как прежде, недифференцированный характер. Дерутся не «просто так», а из-за достаточного (для них) повода, для достижения определенной цели. На уроках уже упорядочены. Однако учатся по-прежнему неудовлетворительно, так как при возрастающих интеллектуальных нагрузках обнаруживается их интеллектуальная слабость. Такие дети плохо усваивают абстрактные понятия, у них недостаточная память. С годами больше проявляется и недоразвитие нравственных чувств — сострадания, привязанности, тепла, благодарности. Если эпизоды мелких краж (понравившаяся у соседа ручка и т.п.) случаются в первых классах со многими здоровыми детьми, то у детей с синдромом малой мозговой недостаточности воровство нередко становится системой. Они крадут деньги, отнимают их у младших и слабых. Первыми в классе начинают курить и употреблять спиртные напитки, другие опьяняющие средства. К 10—12 годам интерес к учебе (если он до того был) утрачивается. Здоровые дети вытесняют их из коллектива — чуждаются и боятся. Прогулы, пустое времяпрепровождение, уличная компания таких же, как они, замещают школьную жизнь и школьные интересы.

Старые авторы отмечали: «преждевременная жестокость, лень, стремление к бродяжничеству — такова обычная участь детей алкоголиков».

Дети с синдромом малой мозговой недостаточности представляют самый трудный для обучения и воспитания контингент в средней школе. Они требуют особой формы воздействия и контроля. И, прежде всего, медицинской помощи.

К сожалению, психиатрическое обследование детей у нас в стране недостаточно не только из-за нехватки специалистов во многих регионах. Имеет место лишь пассивное выявление таких детей — когда их ведут на прием к врачу родители. Но чаще уровень медицинской грамотности родителей таков, что они не видят необходимости врачебного освидетельствования. Родители считают ребенка всего лишь непослушным, упрямым, лентяем и т.п., наказывают его, ускоряя отчуждение и обрывая возможность дальнейших душевных контактов, результативного воздействия на него.

Вспомогательные школы сейчас принимают детей или с выраженным отставанием психического развития или с выраженной недостаточностью слуха, речи и т.п. Дети с синдромом малой мозговой недостаточности не соответствуют условиям приема в такие школы. Вместе с тем к ним необходим особый медико-педагогический подход. Своевременно начатое лечение, направленное на питание нервной ткани, восстановление баланса между возбуждением и торможением, способствующее созреванию психических функций, вместе с педагогическим воздействием, направленным на развитие и упрочение навыков дисциплины обучения, трудовой деятельности, сделает этих детей полезными членами общества.

Главная --- Характеристика психических отклонений у детей --- Синдром малой мозговой недостаточности

Проблемы алкоголизма

Рубрики: