Главная --- Предпосылки раннего алкоголизма --- Формирующее действие на поведение детей

Формирующее действие на поведение детей

Формирующее действие на поведение детей

Формирующее действие на поведение детей оказывают два фактора: норма (требования) и пример (подражание). На самых маленьких действуют нормы, установленные родителями (требования родителей). В дошкольном возрасте появляется восприимчивость к примеру сверстников. В младшем подростковом возрасте дети начинают быть чувствительными к нормам, требованиям сверстников. Влияние родителей падает. Старшие подростки продолжают принимать норму сверстников, но становятся чувствительны и к норме родителей, пример родителей начинает на них влиять; в этом периоде подражание, пример сверстников постепенно утрачивает значение.

Таким образом, влияние родителей ярко в детстве (нормы) и позднем подростковом возрасте (нормы и пример). Влияние сверстников начинается в дошкольном возрасте и продолжается почти на протяжении всего школьного периода. В меньшей степени, чем родители, но сходным образом в тех же возрастных периодах на подростка влияют взрослые (в том числе — учителя). Девочки более чувствительны к влиянию родителей и старших. В целом же для подростка пример значимее правила. Эта закономерность прослеживается в различных параметрах поведения детей — от школьной успеваемости до потребления спиртного.

Из сказанного выше ясно, что наиболее опасны начало подросткового периода, когда падает влияние родителей и дети впечатляются примером сверстников, и старший подростковый период, когда действуют нормы сверстников и родителей, а также пример родителей. Следовательно, на младшего подростка порочное влияние может оказать даже наблюдение пьяных сверстников, на старших — пребывание в пьяной компании сверстников и пьянство в семье. Злоупотребление алкоголем в семье до старшего подросткового возраста не обнаруживает своего пагубного значения.

Для оценки роли внешних влияний, в частности влияния сверстников, целесообразно рассмотреть некоторые особенности поведения подростков: отклонения в поведении и значение этих отклонений.

Отклонения в поведении подростков. Некоторые характеристики поведения пьющего спиртные напитки подростка известны. Установлена прямо пропорциональная связь злоупотребления алкоголем, криминальности, дурной компании, неуспеваемости и большого количества свободного времени. Однако значение этих факторов различно. Так, не все, кто плохо учатся, злоупотребляют спиртными напитками, с другой стороны, пьянство в течение какого-то времени иногда не отражается на успеваемости (в тех случаях, когда требования в школе и ПТУ занижены). У лентяя, не интересующегося учебой, которому всегда «на дом ничего не задавали», принимает он спиртное или нет, свободного времени, как правило, больше, чем у прилежного ученика. Пьянство и криминальность, дурная компания нередко не связаны причинно, а являются равноценными следствиями единой причины.

Чем больше мы пытаемся понять, что такое «норма» поведения подростка, тем слабее кажутся связи пьянства и поведения. Во многих случаях то, что считается нормой, вызывает большое сомнение. Пример — так называемые ватаги подростков. Банальный взгляд видит в группах подростков норму. Однако психологический анализ поведения группы и ее сочленов допускает вывод, что ватага подростков—явление во многих случаях нездоровое, пример отклоняющегося, девиантного поведения.

Главная --- Предпосылки раннего алкоголизма --- Формирующее действие на поведение детей

Проблемы алкоголизма

Рубрики: