Главная --- Предпосылки раннего алкоголизма --- Влияние среды

Влияние среды

Влияние среды

Так, любящая мама разрешает маникюр и косметику трехлетней дочери, игру во «взрослую», но запрещает это же дочери-подростку. Исключение — семья асоциальная, где пьянствуют. Там вино предлагается тем чаще и больше, чем старше ребенок. При первом же варианте — ознакомление и запрет — подросток начинает алкоголизацию в компании сверстников. И если бороться с семейным ознакомлением, а оно существует в большинстве случаев, и видеть в нем корень зла, будет упущено очень важное время и место профилактической антиалкогольной работы (ватага сверстников).

В семье неблагополучной, конфликтной, неполной вырастают не только алкоголики, но и лица с расстроенной нервной системой, больные неврозом, с нарушенной системой взаимоотношений с окружающими. Нельзя предупреждать в этих случаях только пьянство, здесь необходима достаточно серьезная психопрофилактическая и воспитательная работа в целом.

Об ограниченной роли плохого материального обеспечения, безнадзорности и неполной семьи свидетельствует история. Во времена революции в нашей стране, в гражданскую и Великую Отечественную войны, в годы нового строительства, индустриализации, когда родители отсутствовали или тяжко трудились, дети вырастали без опеки и материального достатка. Тем не менее, за исключением детей, активно вовлеченных в криминальную среду, проблемы злоупотребления подростками алкоголем не существовало. Исторический опыт склоняет к признанию роли примера, поскольку в упомянутое время алкоголизм у взрослых был редкостью.

Влияние среды. Современные дети видят примеры пьянства с ранних лет. В детских садах 75% детей играют в «гости» со взаимным «угощением» вином; 34% девочек и 43% мальчиков уже пробовали пиво; 13% девочек и 30% мальчиков — водку. Число «пробовавших» растет с годами, достигая 75% к старшим классам школы.

Таким образом, дети не только наблюдают винопитие, но и принимают в нем участие. Однако лишь в отдельных случаях начинает подросток злоупотребление. При этом пьянство в окружении бывает столь распространено, что не употребляющий спиртное подросток вызывает удивление: почему он не пьет?

Если жизненные обстоятельства детей дают им возможность выбора: пить или не пить, то чем определяется этот выбор? Дошкольники знают, как пьют и как выглядит опьянение, поэтому к тому возрасту, когда дети могут достать спиртное самостоятельно, у них должно быть некоторое отношение к алкоголизации.

Есть основание полагать, что в течение своей пока короткой жизни дети проходят фазы отношения к пьяным и к действию алкоголя: отрицательное-снисходительное и, в некоторых случаях, положительное. Маленьких детей пьяные пугают своей необычностью, этот испуг поддерживается реакцией старших, опасливо отстраняющих малышей от пьяных. Снисходительность появляется в 5—7 лет, при этом прежде всего — к пьяному отцу.

Главная --- Предпосылки раннего алкоголизма --- Влияние среды

Проблемы алкоголизма

Рубрики: