Главная --- Предпосылки раннего алкоголизма --- Особенности поведения подростков

Особенности поведения подростков

Особенности поведения подростков

Разумеется, объединение ровесников распространено в различных возрастных группах. Но каждой возрастной группе присущ определенный характер взаимодействия и интересов сверстников. Эти взаимодействия, интересы все же не поглощают личность полностью, и группа никогда не служит единственной формой самовыражения.

Группа маленьких детей не является группой в функциональном смысле, в смысле действия, достижения какой-либо цели. Это совместное, одновременное пребывание — игры рядом. Чтобы дети занялись общим делом, необходим организующий момент извне, со стороны старших (родители, воспитатели). По существу, истинная группа — это дети от 6 до 12—13 лет.

Эти объединения — следствие самоосознания, самовыделения из мира взрослых, что подтверждается рядом «обычаев» детских групп, передаваемых из поколения в поколение. Тут и придумывание собственного языка (присоединение какого-то слога к слогам обычной речи, перестановка слогов, «перевертывание» слов), постройка своего дома (шалаши, пещеры, снежные городки), свои тайны (зарывание в землю «секретов»), свои обычаи и фольклор, отражающие мистические элементы в детском мышлении (игры в «замри», рассказы-«страшилки»), свои правила поведения, кажущиеся взрослым нелепыми, и многое другое. При этом нужно отметить, что детская группа — группа без выбора: в нее входят все, кроме тех, кто отвергается. (Это особая тема, которая здесь обсуждаться не будет.) Группа образуется как бы сама, там, где дети оказались вместе (двор, школа, дачный поселок, день рождения и т.п.).

В возрасте 14—15 лет, на следующем этапе психического развития, появляется выбор, причем выбор — индивидуальный. Появляется один друг или не более двух-трех приятелей. Выбор здесь избирателен, именно выбор (а не стечение обстоятельств) из многих соучеников, живущих в том же доме сверстников. Уже есть индивидуальная симпатия, объединяющий ребят интерес, а не простое времяпрепровождение. Друг может жить в другом районе города, учиться в другой школе, но взаимный интерес и симпатия помогают преодолевать препятствия и даже запреты.

Ватага подростков характеризуется чертами детских групп. Они объединяются там, где оказались вместе (двор, улица, реже — класс, училище, так как в этих случаях помеха объединению в различном отношении к учебе). Группа, по существу, случайна, ей не требуются индивидуальные интересы, индивидуальные симпатии, предпочтения. Группирование с чертами, присущими детству, дает основание предполагать или задержку или остановку в развитии. Наблюдение за некоторыми взрослыми показывает, что это может быть и остановкой развития: с годами не все люди приобретают способность к индивидуальному существованию, избирательному индивидуализированному общению. Им скучно, они не могут себя ничем занять, хорошо чувствуют себя лишь в группе. Эти группы, как и ватаги подростков, несут черты детства в поведении, нецеленаправленность или случайные цели, отсутствие или кратковременность плана и организации действий, склонность к игровой активности.

Главная --- Предпосылки раннего алкоголизма --- Особенности поведения подростков

Проблемы алкоголизма

Рубрики: